Страницы

воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Нужно больше критики

Мне тут пришла в голову идея, истинность которой я не буду отстаивать, потому что пока совершенно в ней, истинности, не уверен. Но на первый взгляд идея эта показалась мне более-менее стройной и логичной (а на второй, как водится, – банальной), так что я решил ею поделиться.

В общем, я подумал, что проблема компьютерных игр – в том, что они часто бывают слишком интересными.

Будет, конечно, общим местом заявление о том, что компьютерные игры обладают гораздо большим (чем другие штуки вроде кино) количеством возможностей для того, чтобы заинтересовать игрока, заставить его верить в виртуальный мир, сопереживать, чувствовать погружение и так далее. Это все так, но из этого следует не такой очевидный вывод. Игры, действительно, могут быть очень и очень интересными. А когда людям очень и очень интересно, они готовы не обращать внимание на очень много важных вещей. Когда человек начинает восторгаться чем-то, то он часто перестает замечать недостатки, присущие объекту восхищения. Проблема компьютерных игр, в том, что влюбиться в игру гораздо легче, чем, например, в книгу или фильм. Не потому, что люди менее требовательны по отношению к играм, а потому что игры менее требовательны по отношению к людям. Стать зависимым от азартных игр гораздо проще, мне кажется, чем стать зависимым от чтения книг. Интересный игровой процесс способен затянуть гораздо быстрее, чем интересная история. Компьютерные игры, конечно, – не то же самое, что азартные, но в основе геймплея тех и других часто лежат одни и те же принципы.

А когда играть интересно, игра начинает казаться идеальной. Нам нравится геймплей, мы получаем удовольствие от преодоления трудностей и решения задач – и мы прощаем игре отсутствие сюжета, все-таки основа игры – игровой процесс, не во всех же играх должен быть нарратив. Бывает и наоборот: нам интересна история – и мы не обращаем внимания на скучные игровые вставки между повествованием, ведь геймплей не несёт в себе идей, а настоящим произведением игру делает сюжет. Графика в играх – тоже не главное, если все остальное на месте. Часто бывает даже хуже – рядом с прекрасным гемплеем и посредственный сюжет начинает восприниматься как очень неплохой, музыка в понравившейся игре начинает казаться какой-то особенно приятной, даже если факт того, что игра понравилась, является заслугой саундтрека в самую последнюю очередь. Очень часто во всяких голосованиях за «игру года» или вроде того в большинстве номинаций побеждают одни и те же тайтлы (тайтлы обычно очень достойные, но достойные отнюдь не во всех представленных номинациях).

А раз все довольны, и всё кажется идеальным, зачем куда-то стремиться, зачем делать лучше? Можно просто делать так же, но больше. Результат – достаточно медленное развитие жанра. Я не хочу сказать, что все эти вызывающие восторг игры – на самом деле, плохие. Нет, они замечательные. Но замечательны они в какой-то одной плоскости, и это мешает им становиться лучше во всех остальных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий